Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы, где был поврежден автомобиль является экспертиза ДТП, которую граждане именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из указанных наименований дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое наименование более семи лет назад, основная масса практикующих юристов, адвокатов, судей, следователей также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, без уточнения вида экспертного исследования.

В следствии такого абстрактного и общего определения данного исследования, в нашей практике часто появляются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где присутствуют тоже бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы специальные знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает неприглядная ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без должного исполнения, из-за чего сроки затягиваются по причине безграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин, состояние дорожного покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспортных средств и иных участников на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и прочих объектов по поверхности автомобильной дороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, неверная разметка дорожного полотна и прочие негативные особенности ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставить все материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение комплекса информации о происшествии.

Кстати, в случаях, где основной причиной происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент ДТП.